Итоговое сочинение (изложение)


Документы

по организации и проведению итогового сочинения (изложения)

в рамках государственной итоговой аттестации


 

Методические материалы

по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

Письмо Рособрнадзора от 06.11.2019 г. № 10-977 

ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

***

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie  — ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

 


Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) для обучающихся XI (XII) классов, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.

Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — СПО), а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (далее — ОО).

Итоговое сочинение (изложение)

  • должны писать все, кому необходимо получить допуск к ГИА-11 и аттестат о среднем общем образовании, в том числе лица, которые в прошлом году не смогли пройти итоговую аттестацию по программам среднего общего образования, т.к. не получили допуск к экзаменам ГИА;
  • могут писать все, кто имеет документ о получении среднего (полного) общего образования, для использования при поступлении в организации высшего образования (если такая возможность предусмотрена Порядком приема в высшее учебное заведение), а также те, у кого нет аттестата, но есть допуск к ГИА, либо они обучаются в ОО СПО или в иностранной ОО

Внимание!

Обучающиеся СПО, которые учатся в ОО СПО, имеющей аккредитацию по программам среднего общего образования (где выдают аттестаты за 11 класс), регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО СПО, которые учатся в ОО СПО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые не планируют получать аттестат, регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО, в том числе СПО, которые учатся в ОО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые планируют получить аттестат, регистрируются на сочинение, как экстернат обычной школы, т.е. НЕ через пункт регистрации выпускников прошлых лет (далее – ВПЛ).

Выпускники прошлых лет регистрируются в пункте регистрации ВПЛ

Обучающиеся в иностранной ОО регистрируются в пункте регистрации ВПЛ

Итоговое изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации

Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут самостоятельно выбрать сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием.

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях. Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут.

С особенностями формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, можно ознакомиться на сайте http://www.fipi.ru/

Для написания сочинения (изложения) используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:

  • ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения).

Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проверяется в той образовательной организации, где его писали участники. После написания проверяются работы всех участников, вне зависимости от того, влияет результат оценивания на допуск до ГИА или нет.

Участники итогового сочинения (изложения), которым необходимо получить допуск к ГИА-11, при получении неудовлетворительного результата (незачета) пишут работу в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая).

Прием апелляций о несогласии с результатом оценивания итогового сочинения (изложения) не предусмотрен. Для предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) при получении неудовлетворительного результата, участник вправе подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Подробнее в разделе «Повторная проверка итогового сочинения»

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения).

Заявление на повторную проверку итогового сочинения (изложения) обучающимися подается в администрацию района в течение двух дней со дня объявления образовательной организацией повторного неудовлетворительного результата («незачет»)

Повторную проверку итоговых сочинений (изложений) осуществляет комиссия другой образовательной организации, определяемой распорядительным актом администрации района или комиссией, созданной распорядительным актом администрации района.

Повторная проверка итогового сочинения (изложения) осуществляется в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления обучающимся.

Результаты повторной проверки итоговых сочинений (изложений) доводятся до сведения обучающихся не позже, чем через два рабочих дня после завершения повторной проверки.

Результаты повторной проверки итоговых сочинений (изложений) сообщаются в РЦОИ в день завершения повторной проверки.

Участникам, для которых сочинение не является допуском до ГИА, получают результат оценивания («зачет» или «незачет») только для информации. Они не допускаются до повторного написания сочинения. Оценка работы таких участников не влияет на их поступление в вуз, т.к. при подаче документов в вуз, приемная комиссия оценивает сочинение самостоятельно по собственным критериям оценивания.

Для предоставления итогового сочинения в приемную комиссию вуза можно получить копию работы в образовательной организации, где это сочинение было написано. Образовательная организация обязана предоставить копию итогового сочинения по письменному запросу участника.

****************************************

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году:

  • 4 декабря 2019 г.
  • 5 февраля 2020 г.
  • 6 мая 2020 г.

Объявлены открытые направления тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:

1. «Война и мир — к 150-летию великой книги».
«Война и мир» — энциклопедия русской жизни. Это многогранное произведение, в котором показываются различные взаимоотношения между людьми на фоне развития исторических событий. Как важно народное единство? В чем заключается патриотизм? Каковы истинные семейные ценности? Как отражается война на судьбах народа? Как можно найти себя? Ответы на все эти вопросы даны в романе-эпопее Л.Н. Толстого.

2. «Надежда и отчаяние»

Как противостоять ударам судьбы? Чем отчаяние опасно для человека? Что помогает человеку преодолеть страх? Что мешает человеку быть счастливым? В чем смысл пословицы «Надежда умирает последней»? Что может привести человека к бесчестному поступку? Почему надежда важна для человека? Какие ориентиры не дают заблудиться на жизненном пути?

3. «Добро и зло»
В каких поступках человека проявляется доброта? Почему месть не помогает искоренить зло? Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»? Какого человека можно назвать злым? Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»? Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

4. «Гордость и смирение»
В чем разница между гордостью и гордыней? Согласны ли вы с утверждением Н.А. Островского: «Гордость — вечная помеха в любви человека»? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? Как вы понимаете высказывание Б. Шоу: «Смиренно склони голову перед фактами, но гордо подними её пред лицом чужих мнений»? Когда родители могут гордиться детьми? Важно ли уметь смиряться со своими ошибками? Важно ли уметь прощать?

5. «Он и она»
Почему в любви важно понимать и прощать? Что важнее: любить или быть любимым? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Светлые и трагические стороны любви. Какие качества раскрывает в человеке любовь? Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра: «Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).


ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)» 

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение проверяется по пяти критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Более подробно ознакомиться с критериями оценивания сочинения можно на сайте ФГБНУ ФИПИ

К повторному написанию итогового сочинения (изложения) допускаются:

  • обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушения требований, установленных Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам, подтвержденным документально;
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинения (изложение) по уважительным причинам, подтвержденным документально.