Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Более 800 обучающихся 6, 8-9 классов ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга с января по февраль 2022 года участвовали в мониторинговых исследованиях качества образования по всем видам функциональной грамотности посредством единого банка заданий на платформе РЭШ.

Нормативно-правовая база

  1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
  2. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
  3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
  4. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «О плане мероприятий по функциональной грамотности»
  6. Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменений в распоряжение № 2598-р»
  7. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, на 2021-2022 учебный год
  8. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год   1_50

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Читательская грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественно-научная грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

 Материалы по функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (Академия Минпросвещения России)

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

Демонстрационные материалы

Чему учат в школе? Зачем и как формировать функциональную грамотность школьников (презентация СПБ АППО, Глаголева Юлия Игоревна, к.п.н., проректор по методической работе СПб АППО, Муштавинская Ирина Валентиновна, к.п.н., заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования СПб АППО